Одним из канонических образов дедушки, наряду с Чаплином, Орфеем,
маленьким музыкантом, является король Лир. Образ короля Лира напрямую связан с его жизненным опытом, а также последними годами жизни Осмеркина. Для дедушки это главный учитель, старший друг, воплощение его бубново-валетской молодости.
Однажды Осмеркина вызвали на партийное собрание, где потребовали
отречься от буржуазного искусства и объявить Сезанна вражеским художником. На что Осмеркин, уставший от гонений и собачьего обращения, ответил, что Сезанн – великий художник, а те, кто этого не понимает, – дураки, хлопнул дверью и ушел. Это было воспринято как поступок против партии, и Осмеркину вынесли приговор. Дедушка рассказывал, что было созвано общее собрание союза художников, и одним из вопросов на повестке дня был разбор поступка
Осмеркина, лишение его всех званий, изгнание из института, лишение права преподавания – в общем, полное отстранение. Спустя несколько дней дедушка пришел в центральный дом работников искусств, где собралась вся художественная тусовка того времени. Все ходили, разговаривали и общались, как обычно, но вот странность – посреди зала было пустое место: там стоял Осмеркин и озирался. Он – звезда бала, тот, вокруг которого всегда было много людей, тот, кто пользовался уважением, кто был востребован, успешен, популярен… и вдруг один, а вокруг него – мертвая зона. Дедушка вошел в зал, на него посмотрел Осмеркин и крикнул во весь голос: «Моня, и ты против меня?» Надо сказать, это была ситуация между жизнью и смертью. Дед, конечно, хотел жить, но он не смог переступить через свою совесть, поэтому он,
раскрыв объятья, пошел через весь зал, обнял Осмеркина и сказал: «Что вы? Я с вами!» Они весь вечер ходили вдвоем и, конечно же, после этого дед «засветился» окончательно. Потом было собрание, Осмеркина изгнали, и он остался жить в Подмосковье, на мизерной пенсии. Через несколько лет дед поехал его навещать. Осмеркин встречал деда на крыльце, и они решили немного прогуляться. Дед вспоминает, что там было одно очень живописное место – отвесный овраг, на дне которого располагалась деревня. Осмеркин остановился на краю этого оврага, над ним нависла огромная грозовая туча, и казалось, будто он стоит на огромной горе на фоне грозового неба. Он поднял руки к небу и стал взывать: «Что же эти сволочи делают? Почему искусство превратилось в политику? Как они не понимают?!» Дед посмотрел на него и понял, что вот он – настоящий король Лир, которого предали дети, его ученики,
товарищи, все до единого, и он стоит и спрашивает у неба: «Почему? За что они так со мной поступили? Я ведь просто искал искусство!» Он не понимал логики происходящего. Дед так навсегда и запомнил его, возбужденным и вопиющим. Но была еще одна причина, по которой деду дорог король Лир. В то время был очень известный еврейский актер – Всеволод Мейерхольд, который играл роль короля Лира. И после того, как дед увидел в театре короля Лира Мейерхольда, он сказал, что этот король Лир и есть Осмеркин. Поэтому король Лир у дедушки часто изображен на фоне грозового неба, в позе Осмеркина, но с лицом Мейерхольда.