Дед очень часто рисовал свои сны. Он много думал, много проговаривал какие-то философские идеи, и иногда во сне ему приходили очень странные образы: то светящаяся голова с радужным нимбом, то Орфей, гуляющий по крышам города, которые громыхают от его поступи, и на свет появляется музыка. А однажды деду приснилось, что окна слетели со стен и образовали светящийся хоровод. Все эти сны можно найти в картинах деда. А уж ближе к старости у него начались какие-то дико философские сны. Помню, что незадолго до смерти я часто приходил к нему в больницу, где мы о многом с ним разговаривали, и он рассказал мне очень много своих теорий. Но главная его теория заключалась в том, что никто никому ничего не должен. По этому поводу он говорил, что главное свойство мужчины – не ссать! И обосновывал это очень просто. Он описывал океан: вот плывет акула, которая «АМ» – и съела маленькую цветную рыбку. И что же, акула сволочь после этого? Никакая не сволочь – просто закон жизни. Поэтому, когда бандит идет, видит старушку, он ее по голове «РАЗ» – убил и деньги отнял. Что он, сволочь? Нет, просто у него соображение такое, у него разум из прошлого. Дед говорил, что в каждом из нас такая акула живет, и мы все плаваем в одном океане, и на нас действует такой же закон жизни. А цивилизация – это нечто навязанное сверху, поэтому все эти истории с коммунизмом, с христианством невозможны, потому что в каждом из нас сидит акула, и нет греха, чтобы убить слабого, здесь просто инстинкты берут верх. Невозможно судить природу, где сильный пожирает слабого. Все эти сопливые разговоры о духовных ценностях и этике – ерунда, потому что где эта основа, где начало всему этому? Все это привносится сверху,
и мало того, у каждого народа по-своему. Мир – это океан, в котором ты – это акула. И когда ты создаешь искусство, надо понимать, что мы живем в мире акул, и то искусство, которое может дать акуле по носу железной палкой и отпугнуть ее, – настоящее искусство, все остальное – это подделка. Дед был большим поклонником настоящих поступков, настоящих идей и настоящего искусства.